Круглый стол о пассажирском сообщении Костромской области
21 октября 2013
15 августа в Костроме прошел круглый стол по теме "Пассажирское транспортное сообщение Костромской области". Инициатором встречи, на которую были приглашены чиновники, представители транспортных предприятий, управления ГИБДД, архитекторы и экономисты, стал депутат Государственной Думы РФ Андрей Озеров.
"Считаю, настала пора обсудить накопившиеся проблемы, касающиеся пассажирского транспорта в Костроме, – сказал в начале беседы Андрей Озеров. – Ни для кого не секрет, что происходит тотальная автомобилизация. И количество автомобильного транспорта в Костроме и области будет только расти. А значит, проблема транспортного сообщения будет только усугубляться. Поэтому задача руководства города и региона заключается в том, чтобы найти пути решения этого коллапса. И чем раньше мы определим пути решения, тем больше времени у нас будет на приведение системы в порядок.
Я, как депутат Государственной Думы, пригласил специалистов пообщаться в таком формате: в рамках круглого стола мы сможем услышать предложения друг друга, определить мероприятия для решения проблемы и скоординировать действия. В наших силах свести все предложения в единый комплекс мероприятий и реализовать его."
Андрей Озеров предложил освободить основные улицы города от маршруток. По ключевым, центральным маршрутам должны ходить автобусы большой вместимости! Как реализовать? Для этого необходимо создать единую управляющую компанию пассажирских перевозок, контролируемую государственными органами, оснащенную современными IT-технологиями. В нее войдут перевозчики различных форм собственности. Всё должно быть подконтрольно:
• безопасное состояние подвижного состава,
• здоровые и адекватные водители,
• привлекательный по комфорту, безопасности и скорости общественный транспорт.
Если разгрузить основные транспортные магистрали (улицы города), а еще лучше – развести по времени пребывания на дорогах общественный и личный транспорт, тогда и сохранность дорожного полотна будет лучше! Благодаря разгрузке улиц, повысится безопасность на дорогах и улучшатся экологические показатели в городе.
Подобный опыт уже есть. В 2007 году в Казани была введена новая маршрутная схема, согласно которой все маршрутные такси были заменены на автобусы большей вместимости отличающегося цвета. К этому стремится и Москва. А европейские страны уже давно сделали ставку на общественный транспорт, который, кстати, никогда не будет прибыльным, но зато позволяет спасти города от транспотного коллапса.
На встрече депутат говорил о необходимости разработки новой транспортной схемы. При этом она не должна подстраиваться под отдельных, особенно активных граждан, которые "выбивают" себе маршруты и дополнительные остановки. Развитие города, в том числе, и его транспортной схемы, возможно только с привлечением современных технологий. А эти меры малый бизнес, которым и являются маршрутки, позволить себе не может, уточнил депутат.
Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Роман Харисов коротко рассказал, как обстоят сегодня дела на внутригородском и межрайонных транспортных сообщениях. "В настоящее время регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Костромской области выполняют 32 юридических лица, имеющих около 450 автобусов, и порядка 87 индивидуальных предпринимателей, имеющих около 600 автобусов. Транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на территории области организовано на 378 автобусных маршрутах, обслуживается 324, – сообщил Р. Харисов. – Органы местного самоуправления регулярно заключают договоры на транспортное обслуживание в муниципальном сообщении. Если появляются два и более претендентов, проводят конкурсы. Но в последнее время для ряда районов Костромской области – Поназыревский, Островский, Нейский, – организующих муниципальные перевозки, характерна ситуация, когда на маршрут заявляется единственный перевозчик или желающих заниматься транспортным обслуживанием нет вообще. Это связано, прежде всего, с тем, что преобладающее большинство муниципальных маршрутов являются социально значимыми и субсидируемыми. Пассажиропоток не позволяет перевозчику работать на указанных маршрутах с прибылью. А дотации не покрывают убытки перевозчика. А еще значительная доля перевозчиков не имеют возможности обновлять свой автопарк. Он остается изношенным и не отвечает требованиям безопасности перевозок."
Главное, что на сегодняшний день практически отсутствует нормативно–правовая база, обязывающая "игроков" транспортной инфраструктуры "бить в одни ворота", да еще на благо пассажиров. Отсутствие регулирующих норм создает определенные трудности, связанные с организацией транспортного обслуживания населения, с механизмами взаимодействия с перевозчиками и контроля за осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом; А надо еще обеспечить добросовестную конкуренцию; повысить уровень транспортного обслуживания населения, качество и безопасность транспортных услуг. То есть во многом, закон помог бы воплотить в жизнь те предложения, и о которых говорил Андрей Александрович Озеров.
Генеральный директор ООО ""Костромское ПАТП № 2" Александр Гоморин, возвращаясь к предложениям Андрея Озерова, заметил: "Пока у местной власти нет никаких рычагов воздействия на перевозчиков, все разговоры малоэффективны. Необходимо жестко обозначить границы, за которыми заканчиваются права и возможности владельцев автотранспорта малой вместимости. И передать бразды правления на региональный уровень. Чтобы власти здесь, на месте, принимали решение, какому транспорту отдавать предпочтение, на каких условиях и прочее."
В ходе обсуждения темы участники "круглого стола" высказывали разные мнения и предложения. Все они легли в основу рекомендаций, которые после доработки будут направлены во все заинтересованные инстанции, в администрации Костромы и Костромской области. Как сказал Андрей Озеров, итог заседания "круглого стола" – это начало большой работы на ближайшую перспективу. Например, он сам, как депутат Государственной Думы, намерен продвигать ряд выработанных инициатив в Правительстве. Например, уже 11 сентября Андрей Озеров примет участие в Правительственном часе с Министром транспорта РФ Максимом Соколовым и руководителем Федерального дорожного агентства Романом Старовойтом.
По материалам источников: Официальный сайт Андрея Озерова