Закон новый – заботы старые
04 марта 2015
С 1 января текущего года вступил в силу Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Следовательно, все комплексные центры социального обслуживания населения строят свою работу в соответствии с ним. Красносельский КЦСОН, конечно же, не исключение. И наш сегодняшний собеседник – зав. отделением социального обслуживания на дому Анна Александровна Чернышова, которую мы попросили рассказать о нововведениях закона.
Начать наш разговор о деятельности соцработников надо, наверное, с цифр. Всего по району на обслуживании у нас находится 66 пенсионеров, ухаживают за ними 20 соцработников. До нынешнего года бесплатно услуги предоставлялись инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и тем, у кого среднедушевой доход был ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум для пенсионеров в области определен и составляет в настоящее время 6431 рубль. Теперь же к вышеуказанным категориям прибавились и те, чей среднедушевой доход равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в области. У нас он называется предельная величина среднедушевого дохода и составляет 9646,5 рублей. За счет такого решения, четко обговоренного в законе, бесплатно обслуживаются сейчас в районе 12 человек, а в прошлом году было всего 4. Также теперь на каждого гражданина, обратившегося к нам, составляется индивидуальная программа. Это – документ, в котором конкретно указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг. Составляется такая программа, исходя из индивидуальных потребностей гражданина, в зависимости от изменения потребностей, периодически пересматривается. Тут надо особо обратить внимание, есть гарантированные услуги, которые предоставляются ежемесячно и входят в индивидуальную программу, и есть дополнительные услуги – разовые, сезонные, по необходимости, за них плата взимается в обязательном порядке.
Что же касается тех, кто обслуживаются непосредственно на платной основе, то здесь ситуация несколько иная. Как гласит закон, размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов, но не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода и предельной величины среднедушевого дохода. Проще говоря, если пенсия, например, составляет 12 тысяч рублей, а предельная величина по области – 9646,5 рублей, то максимальный размер оплаты социальных услуг составляет 1177 рублей. Следовательно, больше этой суммы мы брать с гражданина попросту не вправе.
Кстати, возвращаясь к теме платных услуг. Увеличились ли тарифы на них?
Да, увеличение тарифов на социальные услуги также достаточно подробно отражено в законе. Если, например, услуга одной покупки и доставки на дом продуктов питания раньше стоила 14,7 рублей, то теперь составляет 22,1. Вынос мусора стоил 4,7 рубля, сейчас – 7,1. Конечно, для пенсионеров это достаточно существенное увеличение, и мы их прекрасно понимаем. Но надо признать, что увеличение цен наблюдается буквально во всем. И труд соцработников тоже должен оплачиваться соответственно.
Если не ошибаюсь, в прошлом году заработная плата соцработникам была увеличена. Полагаю, это положительно решило проблему с кадрами?
Не совсем так. Зарплату соцработникам действительно увеличили, но существенно у них увеличилась и нагрузка. Раньше каких-либо ограничений по количеству обслуживаемых не было. А сейчас на одного соцработника приходится от 8 до 11 человек. При этом не надо забывать об отдаленных населенных пунктах, в которых на обслуживании находятся всего 1-2 пенсионера. Им предоставить услуги гораздо сложнее, чем живущим, скажем, в многоквартирном доме поселка. Поэтому соцработники объединяются в бригады. Это, кстати, тоже новый метод, который облегчает их труд, дает возможность увеличить обхват нуждающихся в нашей поддержке и, соответственно, равномерно распределяет нагрузку.
Но деятельность соцработников в будущем, на ваш взгляд, имеет перспективы?
Без сомнения! Одиноких людей у нас гораздо больше, чем кому-то может показаться. Одиноким человек оказывается не только потому, что не имеет родственников, просто часто дети или внуки живут очень далеко от него. Поэтому служба наша востребована. Да и к соцработникам, которые годами работают на обслуживании, пенсионеры привыкают, как к родным. Мы это особенно остро ощущаем, когда начинается пора отпусков или "больничек". Найти замену бывает очень проблематично. Не потому, что сменщик – плохой человек, а потому, что привыкли к "своему". Вот недавний пример. Татьяна Ивановна Огородникова работает у нас более 5 лет, ухаживает за 8 пенсионерами. Заболела. Так обслуживаемые не могли дождаться её выздоровления, хотя без внимания других соцработников не оставались. Для пожилых людей другой – это уже новый человек, к которому надо привыкнуть, научиться доверять, делиться какими-то личными переживаниями, обращаться за советом, помощью. Нередко ведь получается так, что соцработник решает не только бытовые и хозяйственные вопросы, а оказывает психологическую помощь. Все мы разные и подход к каждому – индивидуален.
Из ваших слов я понимаю, что задачу свою соцработники понимают правильно. Но главное, считаю, владеть ситуацией не только в поселке, а по всему району...
Безусловно. И для этого в каждой администрации сельких поселений есть специалист по социальной работе. Поэтому проблем с организацией социального обслуживания населения практически нет и на периферии. Что для этого требуется, какие документы, в какой срок всё решается на месте и при их помощи.
По материалам источников: http://krasnoe.smi44.ru