НАДУМАЛИ Как поедем, Кострома?
Марина РОСТОВА.
03 февраля 2016
Власти областного центра планируют серьезно изменить маршрутную сеть пассажирского городского транспорта. Горожане с нововведениями не согласны, перевозчики готовятся к безработице...
О том, чтобы максимально пересадить горожан с маршруток на автобусы большей вместимости, чиновники говорили давно. Еще 1 июля прошлого года в администрации Костромы прошло заседание городской межведомственной транспортной комиссии, на котором рассмотрели вопрос о предложениях управления городского пассажирского транспорта по изменению маршрутной сети города. И уже тогда обозначили основные новшества: кроме ликвидации части маршрутов, объединение и изменение схем движения, а также замена на отдельных маршрутах автобусов категории "М2" (типа "Форда" "Скании" или "Ивеко") на автобусы большей вместимости категории "М3". По замыслу инициаторов таких перемен, сокращение числа так называемых маршруток и увеличение количества больших автобусов позволит разгрузить маршрутную сеть и снять напряженность в транспортном движении на центральных улицах города.
По какой-то причине общественность не обратила внимания на эту судьбоносную инициативу мэрии. А зря. В середине января выяснилось, что с лета задумка прошла серьезный путь и превратилась в официальный проект постановления администрации города "Об изменении пути следования автотранспорта по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа...". Согласно этому документу, выходит, что исчезнут удобные маршруты, к которым люди привыкли и приспособились. Правда, начальник управления городского пассажирского транспорта Сергей Пушкин сообщил, что отменят лишь невостребованные и маршруты-дублеры. В целом планируется, что количество автобусных маршрутов сократится с 58 до 38, каждый будет обслуживать один перевозчик. Его намерены жестко контролировать на предмет соблюдения графика движения и в случае нарушения жестко штрафовать. Льготы будут действовать во всем оставшемся транспорте. Постановление об изменениях маршрутной сети Костромы вступит в силу с 1 августа, и уже осенью мы будем ездить по-новому.
1 февраля состоялись общегородские публичные слушания по проекту мэрии. Людей собралось на них немало. Кто-то откровенно не понимал, чего ждать от инициативы чиновников, другие, напротив, рисовали перспективу в темных красках. Общее настроение горожан на слушаниях свелось к недоумению: "Зачем рушить то, что уже годами отработано, налажено и приведено в некую систему?". Перевозчики говорили о своем: далеко не все смогут продать маршрутки, которые попадут в категорию "вне закона", и обзавестись большими автобусами, а, значит, останутся без работы. Сергей Пушкин на это ответил, что 130 водителей из 230-ти работающих сейчас на городских маршрутах, будут трудоустроены на автобусы. А оставшейся сотне придется искать себя на другом поприще.
Кстати, у города собственного транспорта для покрытия всех новых маршрутов не хватит. Покупать его не на что – кризис. Поэтому в мэрии решили привлекать перевозчиков, имеющих свои автобусы, из соседних Ярославля и Иваново. На вопросы представителей общественности "Но, в таком случае, налоги будут уходить в соседние области!" и "Рабочие места мы, значит, отдаем чужакам, а своих бросаем?" внятных ответов представители администрации Костромы не дали.
На публичных слушаниях присутствовал и депутат Думы Костромы справедливоросс Андрей Дюков, который высказал свою точку зрения на транспортный передел города:
Нельзя однозначно говорить, что замысел администрации плох или хорош. Есть в нем немало рационального, но есть и спорные моменты. Я считаю, чтобы понять, насколько успешно заработает система, нужно сначала ее обкатать, опробовать на определенных участках, проанализировать. Чтобы не получилось, что на бумаге все отлично, а на деле море проблем. Неплохо было бы изучить опыт других регионов в аналогичном вопросе. Я знаю, что, например, в Перми внедрение новой маршрутной сети растянули на несколько месяцев, чтобы люди успевали привыкать к нововведениям. И то у них проблемы! Возникают нелегальные маршруты: автобусы ходят по прежним, ныне официально закрытым направлениям, потому что востребованы у горожан.
Андрей Дюков выступил на слушаниях с предложением создать единую диспетчерскую службу для всех автобусов средней и большой вместимости, которые будут курсировать по Костроме. Такая служба позволит реально контролировать выполнение перевозчиками графика движения пассажирского транспорта, и людям не придется, как в былые времена, часами ждать на остановках нужный автобус. Сергей Пушкин согласился, что такой центр необходим. Первая попытка ввести подобное несколько лет назад, полноценно не сработала, но теперь без подобной службы не обойтись.
Как сообщили в управлении городского пассажирского транспорта, все предложения, поступившие в рамках прошедшего обсуждения, внесены в протокол публичных слушаний и будут рассмотрены на заседании комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний. Но, скорее всего, чиновники уже все решили, и мнения костромичей вряд ли кардинально изменят проект постановления....
ПОЗИЦИЯ
Свое мнение по грядущим изменениям в маршрутной сети Костромы высказал депутат Государственной Думы РФ справедливоросс Андрей Озеров:
О том, что нужно уходить от хаотичной сети маршруток к автобусам большей вместимости, я говорил давно, в так называемые тучные годы. Считаю такие изменения оправданными, когда экономика на подъеме, не хватает рабочих рук, когда можно экспериментировать без опасения нанести урон налаженной системе. Но сейчас – совсем другое дело. В кризисные период большое количество маршруток – это решение вопроса перемещения людей по городу, это рабочие места, налоги в бюджет. Кто сейчас может позволить себе роскошь купить новый большой автобус? Брать кредит? А чем его отдавать, если окупаемость низкая? В свое время введением автобусов малой вместимости мы уходили от транспортной проблемы Костромы, люди, наконец, перестали ездить в переполненных автобусах. Не хотелось бы снова к этому вернуться...